Как создать работающие внутренние коммуникации? Интервью с Анной Несмеевой

8 декабря, 2022
В этом интервью с экспертом мы разобрались в отличиях внутренних коммуникаций от HR-коммуникаций, узнали как наладить внутриком в компании: на что обратить внимание в первую очередь и зачем нужна стратегия коммуникаций.

По мере развития бизнес-культуры в российских компаниях, возникает запрос на развитие внутренней коммуникации. Несмотря на наличие потребности, не все понимают какие функции должен выполнять внутриком, какими инструментами должен пользоваться и как лучше всего встроить его в структуру организации.

Анна Несмеева
Эксперт по внутренним коммуникациям и корпоративной культуре
Анна Несмеева – независимый консультант в области внутренних коммуникаций и корпоративной культуры. Анна создала Сообщество внутренних коммуникаторов и основала Школу внутреннего коммуникатора, которая работает и выпускает специалистов уже более 10 лет.

Расскажите о разнице внутрикома и HR-коммуникаций

На самом деле разница довольно большая. Во-первых, цель внутренних коммуникаций – сделать так, чтобы компания работала хорошо, люди понимали, для чего они здесь и как делать работу наилучшим образом. Согласитесь, это довольно далеко от повестки HR.
Во-вторых, то, что я говорю своим ученикам: “Если вы можете добиться результата, не используя коммуникации, не используйте. Сотрудники приходят на работу работать, а чрезмерные коммуникации будут их отвлекать и воровать время на выполнение должностных обязанностей”.

А информирование, которое ошибочно понимают под внутренними коммуникациями, это необязательный процесс (а иногда и вредный). По сути, информирование это односторонняя трансляция определенной повестки сотрудникам, как будто вы вещаете им как телеканал, не ожидая обратной связи. Коммуникатор, как маркетолог (а внутриком считается внутренним маркетингом) предпринимает действия, чтобы персонал действовал определенным образом. Например, придумывал инновационные идеи или улучшал клиенто-ориентированность, или задумался о здоровом образе жизни, благодаря чему компания снизила бы расходы на больничные, прогулы и т.д.

Разница между информированием и коммуникацией в том, что результаты коммуникации можно спрогнозировать и оценить. Когда вы пишете письмо с информацией о мероприятии, которое не предполагает действия от получателя, вы не можете предсказать и оценить результат – сколько людей прочитают письмо и придут на мероприятие, подготовятся к нему и т.д. Но когда вы используете целевую коммуникацию, вы четко прописываете в сообщении целевые действия, которые сотрудники должны совершить, чтобы попасть на мероприятие (например, зарегистрироваться, выбрать дату, формат участия). Так вы получаете действующий инструмент для анализа эффективности и можете видеть реальный результат – сколько людей увидели сообщение, сколько из них перешли по ссылке и т.д.

Насколько внутренние коммуникации в России соответствуют стандартам, которые вы описали? То есть не одностороннее информирование и наличие взаимодействия с сотрудниками.

В принципе, у нас в стране есть такая своеобразная дихотомия. С точки зрения инструментов и каналов, внутриком в России мега крутой. Я участвую во многих российских и международных конференциях по этой теме и вижу, что кейсы российских компаний с точки зрения инструментов, технической реализации на уровне лучших международных практик. Но с другой стороны, в России и во многих постсоветских странах не развита практика обратной связи – люди боятся и не хотят спрашивать, а компании и их руководители боятся и не хотят отвечать. И это очень плохо, потому что какие бы прогрессивные инструменты и практики вы не использовали, они не будут давать результат без налаженной системы обратной связи внутри организации.

То есть ограничения на наш внутриком накладывают не инструменты, не каналы, а внутренние ограничения и правила, которые существуют в головах наших людей. Причем чаще всего это самоцензура – нет ограничений ни со стороны закона, ни со стороны бизнеса (более того, для бизнеса это даже полезно и прибыльно). Но люди говорят “зачем нам говорить, нас никто не послушает”, а бизнес говорит “зачем нам спрашивать, нам все равно не ответят”. Поэтому я считаю, что корень проблем нашего внутрикома здесь.

Тем не менее, у нас есть много компаний, которые имеют позитивный опыт. Есть два типа таких компаний. Первый – компании, в которых работает много молодых людей и они же находятся в руководстве. Второй – компании, успех которых зависит от человеческого капитала, например в IT сфере.

Как наладить процесс коммуникации, чтобы он работал, а результаты были прогнозируемы?

Главное, что нужно помнить – вы не должны просто информировать сотрудников, вы должны использовать целевую коммуникацию (то есть коммуникацию, которая побуждает людей выполнить определенные действия). Для этого надо учесть два момента.

Первое, что нужно сделать – понять свою целевую аудиторию (или несколько аудиторий внутри компании). Это важно, потому что в зависимости от аудитории, вы должны будете выбрать правильные инструменты. Например, рабочим бессмысленно писать на корпоративном портале или в телеграм-группе. А айтишники вряд ли будут читать газету или объявления на листках.

Второе – четко обозначать цели, что вы хотите от сотрудников. Вы должны сказать, что они должны сделать и дать инструмент: ссылку, qr-код, номер телефона и т.п. Только так от коммуникации будет толк и вы не будете тратить лишнее время на дополнительные разъяснения.

А как понять что внутренняя коммуникация работает правильно?

Очень просто. Если вы используете целевую коммуникацию, то есть у сотрудников есть целевое действие, которое они должны выполнить, то нужно смотреть на процент его выполнения. Например, вы попросили сотрудников выложить пост с хэштегом в соцсетях и смотрите на количество постов по хэштегу.

А если вы хотите оценить работу коммуникации в общем, то нужно обратить внимание на годовое планирование и цели компании. При составлении стратегии коммуникаций, HR и бизнес ставят цели: этот показатель поднять на столько-то, а этот, наоборот, снизить. Основываясь на этих целях, составляется стратегия коммуникаций, согласно которой вы должны работать весь год. Прогресс по целевым метрикам должен отслеживаться и глобально результат коммуникации можно оценить только через призму метрик, выделенных в стратегии коммуникации. Причем метрики нужно выбирать согласно целям заказчика, не бывает общих метрик, которые подходят под любую ситуацию.

Какие темы сейчас наиболее распространенные во внутренней коммуникации? Например, мы были на европейской конференции внутрикомов и там очень популярна тема ментального здоровья.

Работа внутрикома складывается из двух вещей. Есть текущие задачи, которые мы решаем из года в год. Это вещи, связанные с сопровождением постоянных бизнес процессов в компании. Они освещаются вне зависимости от внешних обстоятельств. Например, подведение итогов года компании, новости о достижениях, важные события в жизни компании. А есть конкретные коммуникационные кампании, которые создаются под конкретную повестку. Например, если в компании релокация, то внутриком будет рассказывать о поддержке сотрудников, а во время карантина стала распространена тема ментального здоровья. Для таких кампаний внутриком готовит квизы, конкурсы, интервью, цель которых рассказать, как организация решает актуальную задачу. То есть действительно есть актуальные темы, но они очень отличаются в зависимости от компании, страны и внешних факторов.

Говоря о России, в наших компаниях сильно растет доля антикризисных коммуникаций. Также можно выделить явное разделение организаций на два типа. Первый тип – компании, которые планируют будущее и вне зависимости от того остаются ли они в стране или релоцируются, они рассказывают сотрудникам о планах, показывают как они адаптируются. Второй тип – компании, которые говорят “все останется как было” и активно делают вид, что так и есть. Но при этом сотрудники реально видят, что это не так и обстановка вокруг меняется. Вот у компаний второго типа появляются проблемы если они не готовы видеть и признавать проблемы, а также рассказывать сотрудникам о том, как они будут решаться.

Как Corpstories может помочь в построении внутренних коммуникаций

Платформа для корпоративных коммуникаций Corpstories позволяет объединить все экраны в вашей организации для максимально создания эффективного канала коммуникации с сотрудниками, а также для трансляции вовлекающего контента, опросов и видео. Вы создаете контент один раз и можете сразу же начать трансляцию на ТВ панелях, инфокиосках, а также компьютерах и смартфонах сотрудников.

Также у нас есть классное решение для оценки реальной финансовой выгоды от внедрения Corpstories в вашей компании – калькулятор эффективности. Приглашаем вас оставить заявку на сайте, мы свяжемся и проведем демо-встречу, где подробно расскажем о возможностях нашей платформы, траекториях внедрения, а также составим индивидуальный калькулятор эффективности для вас.

Оставьте заявку и мы с вами свяжемся

Узнайте больше о продукте Corpstories для внутренних коммуникаций

Хотите регулярно получать интересные материалы на тему внутренних коммуникаций и HR?
Нажимая эту кнопку, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Читайте также