Корпоративный опрос –
современный метод повышения вовлеченности и эффективности сотрудников

6 октября, 2021
Корпоративный опрос или опрос сотрудников – инструмент, позволяющий компании собирать информацию о состоянии сотрудников и на ее основе корректировать рабочий процесс. Опрос сотрудников стал распространен довольно давно, но лишь несколько лет назад компании стали действительно активно пользоваться этим инструментом. А с началом пандемии и переходом многих организаций на удаленную работу, актуальность опросов только выросла.

Регулярное и правильное проведение опросов, а также использование полученной обратной связи в процессе управления компанией позволят добиться улучшения следующих показателей:

• Эффективность отдельных сотрудников и бизнес-процессов в целом
• Предотвращение выгорания и переработок
• Доверие коллектива руководителям
• Удержание ключевых сотрудников
• Развитие HR-бренда и лояльность сотрудников

Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое корпоративные опросы и зачем они нужны, давайте поймем кому и как их необходимо проводить.
Каким компаниям нужно проводить такие опросы
Существует представление, что опрос сотрудников (особенно с помощью дополнительных инструментов) необходим только большим компаниям, ведь в маленьких командах руководитель может лично поговорить с каждым сотрудником и узнать его ощущения от работы. Это не так.

Конечно, личное общение с сотрудниками имеет право на существование, но оно требует слишком много времени и отвлекает от других задач, поэтому этот инструмент следует использовать редко, но сами разговоры должны быть подробными. Личную беседу с HR-менеджером или прямым руководителем сотрудник должен воспринимать как контрольную точку, подведение итогов, например, прошедшего квартала.

В противоположность этому, систематизированный опрос должен быть быстрым, универсальным и наглядным. Определившись с форматом и вопросами, руководитель может каждую неделю без особых усилий проводить опрос сотрудников, который займет у них несколько минут. А полученные результаты, легко трансформируемые в график, помогут отслеживать прогресс показателей.

Наглядность для сотрудников должна обеспечиваться обратной связью – мы советуем периодически рассказывать коллегам о полученных результатах, а также обязательно держать их в курсе решений, призванных улучшить их опыт и принятых на основе результатов опросов.

Если обеспечить простоту прохождения опроса и показать сотрудникам, что их ответы принимаются во внимание, то из непонятной «обязаловки» это станет для них понятным инструментом для обратной связи и влияния на рабочий процесс.

Также необходимо добавить, что для полной картины необходимо проводить опросы с разными вопросами и целями. Для отслеживания повседневных показателей, таких как эффективность сотрудников, монотонность задач, отсутствие переработок и самочувствие подойдет еженедельный опрос.

А для отслеживания ключевых показателей компании стоит использовать менее регулярные, но более подробные опросы. Такие опросы могут раскрывать показатели удержания сотрудников, развития корпоративной культуры, карьерного роста, лояльности компании и HR-бренда компании.
Что нужно для проведения опроса
В первую очередь выбор инструмента зависит от размера компании и имеющихся ресурсов. На рынке представлено множество платформ, предоставляющих возможность проводить опросы. Небольшие компании могут использовать бесплатные онлайн конструкторы опросов. Конечно, они имеют ограниченный функционал и из них может быть непросто выгрузить данные дня анализа, но они подходят для коллективов до 50 человек.

Также на рынке есть специализированные решения с расширенным функционалом, за подписку на которые придется заплатить. Чтобы выбрать платформу для опроса сотрудников, необходимо обратить внимание на наличие следующих функций:

1. Создание групп. Например, отдельных групп для каждого департамента. Возможность отдельной выгрузки данных для каждой группы.
2. Встроенный анализ текста. Позволит создавать открытые вопросы и легко анализировать ответы.
3. Анонимность. Некоторые сотрудники, лишь зная, что их ответы обезличены, будут честно отвечать на вопросы.
4. Наличие встроенных рекомендаций. Если платформа может на основе результатов опроса дать советы по улучшению показателей, работа HR-менеджера или руководителя станет проще.
5. Поддержка от разработчиков платформы. Ответственные разработчики не только помогут решить возникшие проблемы, но и дадут советы по улучшению опросов и вовлечению сотрудников.
6. Автоматизация. Возможность настроить опрос раз в неделю или месяц сэкономит менеджерам ценное время.

Определившись с инструментом проведения опроса, стоит перейти к составлению списка вопросов. Мы советуем придерживаться следующих правил:

• Используйте вопросы с порядковой шкалой оценок, где минимум – это «очень недоволен», а максимум – «очень доволен». Результаты такого опроса проще анализировать и следить за динамикой.
• Старайтесь избегать открытых вопросов. Они не только требуют больше времени и сил для анализа, но и тратят время сотрудников на написание ответов.
• При создании вопросов ставьте себя на место рядового сотрудника – постарайтесь понять, что его волнует, какие критерии являются для него ключевыми в оценке качества работы.
• Давайте возможность оставить комментарии. Скорее всего это сделает только 5% самых заинтересованных сотрудников, но их мнение может помочь в дальнейшем анализе.
• Будьте последовательны. Если задавать сотрудникам одни и те же вопросы, они привыкнут и им станет легче оценивать свои ощущения.
Оценка результатов
Оценивать результаты и реагировать на них стоит, ориентируясь на цели HR отдела. Самые популярная цель – повышение таких показателей как вовлеченность сотрудников, приверженность корпоративной культуре, доверие руководству и удержание персонала. Не менее важным показателем, о котором нельзя забывать, является процент участия в опросах.

Если вы использовали правильный тип вопросов, то вам будет несложно перевести результаты в график и провести анализ.

Но правильно проанализировать результаты опроса – это лишь полдела. Поскольку первоочередной целью проведения опросов является улучшение HR показателей компании, то определение слабых мест, корректировка стиля руководства и умение прислушаться к обратной связи сотрудников является важнейшей частью проведения опросов.

Как мы уже упоминали, если работники почувствуют, что их отклик привел к реальным изменениям в лучшую сторону, их вовлеченность, удовлетворенность работой и лояльность компании увеличатся. В этом заключается цель работы HR-отдела и именно этого позволяют добиться корпоративные опросы.
Уникальный инструмент
Corpstories не только поможет вам провести опрос сотрудников, благодаря встроенному функционалу создания, таргетирования и аналитики опросов, но и позволит легко делиться результатами с командой. А благодаря вовлекающему и понятному формату сторис, вы обеспечите 100% участие в опросах, а также будете развивать корпоративную культуру и повышать ключевые HR показатели.

Узнайте больше о продукте Corpstories для внутренних коммуникаций

Хотите регулярно получать интересные материалы на тему внутренних коммуникаций и HR?
Нажимая эту кнопку, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Читайте также